Святилище Мишон
В средние века на территории современного Центрального/Южного Вьетнама располагалось королевство Чампа.
Его жители чамы были искусными мореплавателями, рыбачили и выращивали рис, торговали золотом/серебром и древесиной ценных пород, славились своими изделиями из керамики, покрытой оливково-зеленой и коричневой глазурью.
Несмотря на расстояние, отделявшее государство Чампа от полуострова Индостан, большинство граждан этой страны находилось под духовным влиянием Индии, религия и культура которой окрыляли их.
На возвышенности в окружении горного кольца у истоков священной реки Тхубон в IV-XIII веках н.э. чамы построили уникальный санктуарий.
Этот храмовый комплекс включал более 70 зданий, а также многочисленные стелы с историческими надписями на санскрите и чамском языке. Здесь хоронили членов королевской семьи и национальных героев.
Жители королевства стекались к этому святому месту, чтобы поклониться и отдать почести одному из главных индуистских богов Шиве.
В XV веке Чампа под натиском войск вьетнамского императора Ле Тхань-тонга потеряла свои северные земли, лишилась государственного статуса, и очаг индуизма в джунглях Вьетнама – святилище Мишон – пришел в упадок и был забыт.
В конце XIX века санктуарий был случайно обнаружен французами, они занялись изучением его архитектуры и сохранившихся надписей и в 1937-1943 годах восстановили крупные храмы комплекса.
В 1969 году в эти тихие святые места пришла война.
Мишон стал базой вьетконговцев, которая подверглась массированным бомбардировкам армии США. Из 71 здания сохранилось только 17 сооружений, святилище превратилось в руины.
В рамках стратегии дефолиации перед своими атаками американцы распыляли здесь (как, впрочем, и в других районах Вьетнама) токсичные гербициды (Agent Orange): устранение растительного покрова джунглей делало позиции противника более уязвимыми.
Эти варварские действия привели к экологической катастрофе и стали причиной серьезных заболеваний, включая онкологические и наследственные, у миллионов переживших войну вьетнамцев и военных США, а также у их потомства.
Стоит отметить, что содержащийся в Agent Orange диоксин привел также к массовым случаям развития хлоракне у американских военных.
Мой путь на автомобиле от городка Хойан до святилища Мишон занял около часа.
Сейчас здесь много туристов, у входа в комплекс встречают электромобили, воздух чист, щебечут птицы, радует глаз субтропическая растительность, верхушки зеленых гор скрыты плотными облаками.
Я брожу между башенными храмами из красного кирпича и любуюсь барельефами со сценами из индуистской мифологии.
Организованное здесь индийско-вьетнамское партнерство активно восстанавливает святыню.
Санктуарий Мишон постепенно выходит из полосы забвения и невзгод.
